Рецензия: «АлоэВера» - «Как боги» *** (Слушать)

2016, «Студия Союз»
Официальный сайт «АлоэВеры» в разделе «О группе» сообщает следующее:
- Мы говорим, что мы из Екатеринбурга. Мы не нравимся критикам, радиостанциям и особенно редактору журнала «Афиша». Мы хамим журналистам и доводим до слез фотографов. И мы делаем музыку, под которую невозможно не танцевать. «АлоэВера» — группа не обремененная стыдом и хорошими манерами. Высокий слог и низкие нравы, завышенные требования и заниженная талия на пышных юбках. «АлоэВера» — это публичный дом в центральной библиотеке, это скромная учительница литературы, наконец-то влюбившаяся не в Есенина… а в живого мерзавца.
И вы знаете, я понимаю этого редактора журнала «Афиша», даже если группа его выдумала. Этот мощный персонаж не любит группу «АлоэВера» за её нетерпеливость. За попытку самой сделать его работу. Группа хочет, чтобы редактор журнала «Афиша» и рецензенты других порталов писали про «АлоэВеру», как про Земфиру или хотя бы как про группу «Обе две». Однако эти редакторы и рецензенты (как выдуманные, так и вполне реальные) слушают музыку «АлоэВеры» и не находят в ней причин сравнивать группу с Земфирой и «Обе две». Да и зачем, если сайт «АлоэВеры» уже сам это сделал? Если аннотации к альбомам интереснее самих альбомов? Если «АлоэВера» уже всё про себя написала ровно теми фразами, которого не дождалась от архетипичного редактора журнала «Афиша»?
- Я хотела его больше, чем всё, - пишет солистка Вера Мусаелян про новый альбом «Как боги». - Я всё так же не умею ничего придумывать: рассказываю, как есть. Но я знаю, что в каждой песне вы услышите свои собственные истории, про свои моря и поцелуи. Любите его.
Не знаю, как редактор журнала «Афиша», а я таки скажу пару слов по поводу сравнения с «Обе две», тем более что и Катя Павлова, и Вера Мусаелян - из Екатеринбурга. При всей своей переоценённости «Обе две» могут войти в историю русского рока как первая группа, тонко, ярко и откровенно заговорившая от первого лица на негласно табуированную тему женской сексуальности. Вера Мусаелян охотно подхватила эту тенденцию... но как-то чересчур охотно. У неё так тонко не получается, со стороны кажется, что она переигрывает - и в любовной теме, и в намёках на собственную начитанность. Эта нарочитость очень мешает публике полюбить «АлоэВеру»: без искренности в этом жанре никуда, без экстраполяции чувств лирической героини на себя - тем более. В альбоме «Как боги» Вера, оставляя мелодии только для припевов, очень часто переходит с пения на декламацию, будто бы стараясь уместить в песню больше мыслей - что не приводит к ожидаемому эффекту. Чтобы вслушивались, надо сначала заставить сопереживать, а если есть красивые припевы, не надо их так старательно прятать.
Более подробный разбор не имеет смысла, ибо «АлоэВера» по-своему странному обыкновению всё сделала сама и включила в альбом рецензию на собственное творчество. В песне «Ты что такой?» Вера Мусаелян обращается к себе с массой жалоб и предложений: «Ну вот у тебя все песни одинаковые, всё это вторично, избито. Ну сколько можно про отношения, быт, Вера? Ты взрослая женщина, а всё про самокаты. А ведь голос недурен. Надо выходить на новый уровень. Кому нужны эти песни про нытиков, Вер? Пиши про политику. Столько в мире неосвещённой дряни, ну, пиши про Собянина, про самострой, удвоение, депутатские уловки, не раскрыта тема стихийной парковки, ливневые канализации, нецелевые расходы, Тверскую расширили - а где наземные переходы?» Иронично, но опять слишком надуманно, искусственно, будто перед глазами сочинителя упорно маячит желаемый результат. Вот бы Вере научиться чуть более безбашенно погружаться в сам процесс, не отвлекаясь на мысли о том, как это должны воспринять вымышленные редакторы и реальные зрители.
Алексей Мажаев, InterMedia