Рецензия: «28 панфиловцев» ****

Военная драма «28 панфиловцев» выйдет в российский прокат 24 ноября 2016 года. Режиссёр: Ким Дружинин, Алексей Морозов, Андрей Шальопа. В ролях: Александр Устюгов, Яков Кучеревский и другие.
Ровно 75 лет назад немецкие захватчики прорывались к Москве. Внезапно ударившие морозы и героизм советских солдат изо всех сил сдерживали эту лавину. Фашистам во что бы то ни стало требовалось взять Волоколамское шоссе, откуда существенно облегчался доступ к столице. Перед бойцами 316-й стрелковой дивизии же стояла задача любой ценой удержать неприятеля на тесном пятачке по пути к стратегически важному объекту. При этом оперативно прислать подкрепление никто не обещал.
В ожидании решающего сражения солдаты ведут размеренный образ жизни. Балагур Иван Москаленко (Александр Устюгов) шутками-прибаутками пытается поддержать в товарищах боевой дух. Политрук Василий Клочков (Алексей Морозов) произносит свою знаменитую речь, сводящуюся к тезису «велика Россия, но отступать некуда». Старшина Григорий Шемякин (Олег Фёдоров) одолеваем нехорошими предчувствиями. Каждый понимает, что дивизия имеет мало шансов, но, тем не менее, все дают себе установку «стоять не насмерть, но намертво».
О подвиге панфиловцев написаны десятки книг, по всей стране в их честь названы улицы. Была даже такая почвенническая панк-группа «28 гвардейцев-панфиловцев», но ни одного фильма о героях до сих пор так и не было снято. В итоге появились предпосылки для демифологизации ноябрьских событий 1941 года. На этом фоне стремление Кима Дружинина и Андрея Шальопы дать апологию бессмертного подвига выглядит очень своевременным.
Создатели фильма не претендуют на стенографически точное описание боя у разъезда Дубосеково. Об этом сигнализируют диалоги бойцов, вспоминающих то о семи самураях, то о трехстах спартанцев. Нам дают понять, что народная молва всегда первичнее и честнее любых спекуляций на исторической теме, по поводу которой эксперты до сих пор склонны ломать копья. Есть Родина, нуждающаяся в защите, есть тонущее в снегу село с полуразрушенным храмом и растерянными стариками с окладистыми бородами, есть сизая морозная дымка и нереально красивые закаты и рассветы. Это необходимо отстаивать до последней капли крови, а всё прочее – от лукавого.
Стремясь донести до нас столь простую мысль, авторы фильма прилагают все усилия к тому, чтобы мы не отвлекались от главного. Фильм начисто лишен излюбленных современными кинематографистами шокирующих бытовых конфликтов, тошнотворных образов «рефлексирующих» фрицев и притянутых за уши мелодраматических линий. По этой же причине картина не пестрит медийными персонами – за исключением, пожалуй, Александра Устюгова, прославившегося участием в сериале «Ментовские войны» и постановкой первой версии зонг-оперы «Короля и Шута» «Тодд». У былинных героев нет узнаваемых лиц, зато есть иконописные лики.
Денис Ступников,InterMedia