Чарты, рейтинги, хит-парады – всё было придумано в России
Ровно сто десять лет назад - в декабре 1908 года - журнал «Официальные известия акционерного общества «Граммофон» сообщил своим читателям, что теперь на его страницах ежемесячно будут публиковаться списки самых лучших пластинок, записанных в студиях фирмы и особенно полюбившихся слушателям.
Решение создать свой собственный чарт продаж пришло в голову новому директору Российского отделения АО «Граммофон» Александру Михелесу не случайно. С одной стороны, на складах от прежних руководителей остались горы нереализованного товара, и эти замороженные активы нужно было как-то монетизировать. С другой стороны, нужно было делать новые записи, заранее предугадать успех которых недавно назначенному руководителю было достаточно сложно. Именно эти обстоятельства и непредсказуемый характер музыкального спроса заставили его серьезно задуматься о создании схемы «регулируемых продаж».
Зная силу слова печатного (до перехода в музыкальный бизнес Александр Михелес занимался издательской деятельностью), он начал ежемесячно публиковать в своем журнале «Официальные известия акционерного общества «Граммофон» два списка пластинок: «рекомендуемых» и «лучших». Список «рекомендуемых» аккуратно ориентировал публику в широком ассортименте записей, а список «лучших» - состоял только из самых продаваемых, а значит, и самых любимых публикой. Доступ к данным о продажах у бухгалтерии общества «Граммофон» имел узкий круг доверенных лиц, что открывало определенную свободу творчества, и в списках порой выдавалось желаемое за действительное.
Следует отметить, что изначально музыкальный бизнес не занимался воспитанием вкуса меломанов, поскольку был жестко направлен на извлечение прибыли из имущественной ценности фонограмм.
В первый Топ-5 вошли исключительно произведения классики. Открывал список тенор Императорской Мариинской оперы А.Давыдов с арией “Думка“ из оперы “Галька”. На второй строчке оказался тенор Императорской Московской оперы В.Севостьянов с “Песней тучи” из оперы “Псковитянка”. На третьем месте закрепился бас частной оперы Н.Шевелев с «Прологом” из оперы “Демон”. Четвертое место занял бас Императорской Мариинской оперы В.Касторский, с “Песней варяжского гостя” из оперы “Садко”. Замыкали пятерку лидеров Е.Сбруева и А.Давыдов с заключительным дуэтом Кармен и Хозе из оперы “Кармен” («Официальные известия Акционерного Общества Граммофон», №1, 1908 г. стр. 5-6, Москва)
Примечательно, что в обширном каталоге Общества была масса популярных и модных мелодий, дешевых шуток и частушек. Тем не менее, по данным Александра Михелеса, именно записи классического репертуара оказались в числе самых покупаемых. Как бы там ни было, но списки «рекомендуемых» и «лучших» пластинок – самые настоящие чарты, рейтинги и хит-парады декабря 1908 года стали ориентиром для многих любителей музыки, которые спешили приобретать пластинки, пользующиеся наибольшим спросом. Так начала решаться задача управления вкусами публики.
В США блестящую разработку Михелеса оценили лишь спустя почти 30 лет, когда журнал Billboard опубликовал в 1936 году свой первый чарт.
Рассуждая о том, какая музыка в наше время занимает ведущие места в чартах, рейтингах и хит-парадах, невольно приходишь к мысли, что за последнее столетие мы не только не совершили декларированной «культурной революции» в музыке, но и явно откатились в своем развитии назад. И если раньше молодые приказчики в музыкальных магазинах насвистывали и напевали популярные мелодии из опер Бизе, Верди и Римского-Корсакова, то что сегодня напевают музыкальные редакторы социальных сетей, цифровых магазинов и стриминговых сервисов?
Ответ на этот вопрос - в свежем выпуске чартов InterMedia.
«ЧайФ» подарил Екатеринбургу на Новый год «Не забывай, наш город, нас»
Группа «ЧайФ» представила клип на новую песню «Не забывай, наш город, нас» 26 декабря 2024 года. Музыканты задумали ролик как новогодний подарок родному Екатеринбургу.
- Лиричная, без лишнего пафоса, простая и легко запоминающаяся "Не забывай, наш город, нас" – это благодарность городу от имени поколения, к которому относятся музыканты группы «ЧайФ», за прекрасное время, проведённое с прекрасными людьми. С теми людьми, кто формировал современный Свердловск-Екатеринбург, его культурный, промышленный, социальный, политический фон с середины ХХ по первое десятилетие ХХI веков, - говорится в пресс-релизе.
Режиссёр ролика Олег Ракович заявил, что такой клип могли снять только урожденные свердловчане и убежденные екатеринбуржцы.
- Каждая подворотня, каждая скамейка или постройка в центре города – это наши детские радости и шалости, романтика юношеских похождений, либо семейных прогулок. Мы выросли с этим городом и счастливы оставить в нём какой-то свой след, звучание настроения и порывов, - говорит он.
Прокомментировал видео и лидер «ЧайФа» Владимир Шахрин:
- Я вообще всегда за то, что нужно чаще говорить спасибо тем людям, кто заслужил это, признаваться им в любви, пока они живы, пока они здесь. И так же как людям мы говорим спасибо нашему городу и признаёмся ему в любви.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, премьера сингла группы «ЧайФ» «Мотя и Лука» состоялась 29 ноября 2024 года.
«ДДТ» показали клип «Прощался»
Премьера клипа «Прощался» группы «ДДТ» состоялась 26 декабря 2024 года. Режиссером ролика выступил Михаил Сегал, а съемки проходили на там самом концерте в Амстердаме 9 декабря, где состоялась премьера песни. По сюжету видео, русского оператора, живущего в Нидерландах (его сыграл актер Всеволод Прохоров), просят поснимать на концерте «русской группы». После выступления «ДДТ» он эмоционально опустошенный едет домой на метро.
- С Наступающим! Всем Добра и Мира! - написал в комментарии к клипу лидер коллектива Юрий Шевчук.
«Ленинград» встретит Новый год на «Нашем радио»
Сергей Шнуров c группой «Ленинград выступят в эфире «Нашего радио» с праздничным концертом в ночь на 1 января 2025 года. Шоу начнется сразу после боя курантов.
- Вас ждут классические хиты «Ленинграда», лайв-премьера альбома «Синяя Богиня» и море позитива. Вести наше откровенно-танцевальное реалити-шоу «Начинаем отмечать с группировкой "Ленинград"!» будут ведущие утреннего шоу «Подъемники» Александр Бон, Яна Лукьянова и Игорь Паньков, - сообщили в пресс-службе радиостанции.
Видеоверсия выступления будет транслироваться на всех ресурсах «Нашего радио».