Рецензия: «ЯNA» - «Грустные песни про любовь»
2019, «ЯNA»
Оценка: 8 из 10.
Название проекта «ЯNA» приводит интернет-поисковики в состояние, близкое к замешательству. В ответ на соответствующие запросы поиск выдаёт что угодно, только не музыкальную группу (певицу Яну с песней «Одинокий голубь» тоже не выдаёт). Из этого факта можно было бы сделать вывод, что поп-коллектив (или поп-певица) выбрали очень неудачное название - неяркое и плохо «гуглящееся». Но ведь в век интернета музыканты должны это учитывать, если они собираются укоротить своим песням путь к слушателю. И если они этого не делают - возможно, просто не хотят его укорачивать. Не хотят участвовать в «Голубых огоньках» и «Золотых граммофонах», не хотят гастролировать за пределами Казани, не хотят превращать хобби в работу, хотят оставаться «проектом для своих», на который «чужие» могут натолкнуться лишь случайно.
Примерно так, совершенно случайно, мы и обнаружили этот мини-альбом, который удивил сразу по нескольким пунктам. Во-первых, на пластинке под названием «Грустные песни про любовь» действительно содержится пять грустных песен про любовь, что по нынешним временам выглядит неожиданным и мощным художественным высказыванием. Во-вторых, песни исполняются от лица юной девушки, переживающей всякие личные мини-трагедии: образу вполне соответствует и голосок, и лексикон, а подвох заключается в отсутствии каких-то свойственных молодости шероховатостей - наивность кажется хорошо просчитанной, тексты литературными (один из треков называется «Остывание» - как вам такое?), а выбор музыкального жанра свидетельствует об отличной «наслушанности» проекта. Чтобы сделать милый поп-альбом о душевных ранах, музыканты объединили в своём саунде «Мираж», «Кино», Nirvana и Pet Shop Boys, слепили из этой смеси огромный ком, от которого отрезали всё лишнее. Несмотря на тематику и название диска, он оставляет какое-то счастливое послевкусие - будто поющая девочка уже выросла и с улыбкой вспоминает свои былые переживания.
Короче говоря, «ЯNA» - это действительно скорее арт-проект, чем поп-группа. Как сообщает интернет-журнал о жизни в Казани и городах республики Татарстан «Инде», во главе проекта стоит писательница Светлана Лукьянова, которая писала прозу, а потом вдруг сочинила несколько песен. В записи дебютника приняли участие её муж Айдар Хуснутдинов, а также известные в Казани музыканты Игорь Шемякин и Тимур Митронин. Ни для кого из них «ЯNA» не является основным проектом, поэтому с альбомом не слишком торопились и активной гастрольной деятельности не планировали.
- Для меня, тридцатилетней женщины, в этом нет никакой апроприации, - объясняет Светлана в интервью «Инде». - Мои лирические героини могут рассказывать истории, которые я не переживаю сейчас или не переживала никогда, но эмоция в песнях всегда честная. Я не знаю, это новая искренность или старая, постирония или метаирония. Для меня это способ откровенно говорить о важном в удивительно приятной форме поп-песни.
Добавлю, что форма поп-песен оказалась не только приятной, но и очень доходчивой; не удивлюсь, если композиции с альбома (особенно «Инстаграм» и «Ранишь») станут мегахитами и в конечном счёте заставят участников проекта сделать «ЯNA» основным местом работы.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.