На VII Международном форуме русскоязычных вещателей обсудили тренды медиарынка и значимость культуры
VII Международный форум русскоязычных вещателей прошел в Москве с 28 по 29 октября 2021 года при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» профессионалы в области медиа, представители профильных министерств и лидеры общественного мнения из стран дальнего и ближнего зарубежья обсудили актуальные вопросы в сфере русскоязычного вещания. Часть экспертов и зрителей в связи с напряженной эпидемиологической обстановкой приняла участие в событии онлайн.
В приветствии Форуму руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Примаков сказал, что «поддержка русскоязычных СМИ за рубежом — одна из принципиально важных тем, которой Агентство уделяет большое внимание»:
- Уже несколько лет совместно с МИА «Россия сегодня» мы реализуем международный проект – SputnikPro. Иностранные журналисты получают возможность приехать в Россию и повысить свой профессиональный уровень, пройдя мастер-классы от ведущих российских медиаспециалистов. Еще один проект — «Школа реальной журналистики», которая проводится за рубежом совместно с «Русскими репортерами». В этом году мы охватили 12 стран ближнего зарубежья, в числе которых Армения, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Казахстан, Белоруссия, Молдавия, Литва и Латвия. Победителей ждет стажировка в Москве на площадках ведущих информационных агентств. Помимо Россотрудничества партнерами «Школы реальной журналистики» являются: Фонд президентских грантов, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и Фонд «Русский мир». С 2011 года по программе «Новое поколение» Россию посещают молодые специалисты из разных стран мира. В их числе неоднократно были и журналисты. Им организуют встречи с представителями российских СМИ, Департамента информации и печати МИД России, Совета Федерации и Государственной думы.
В ходе дискуссий на форуме эксперты получили возможность обсудить как глобальные проблемы, связанные с работой русскоязычных вещателей на территории других государств, так и конкретные вопросы, затрагивающие специфику тех или иных отраслей. Также участники мероприятия смогли принять участие в мастер-классах от ведущих зарубежных экспертов из США и Киргизии, работающих в сфере русскоязычного вещания.
В первый день форума – 28 октября – в рамках круглого стола «Особенности работы русскоязычных электронных СМИ» состоялось стратегическое выступление директора Департамента информации и печати МИД России Марии Захаровой, которая напомнила присутствующим о скором наступлении Международного дня прекращения безнаказанности за преступления против журналистов, а также отметила, что русскоязычные СМИ дают возможность людям за рубежом иметь альтернативную точку зрения на мировые процессы. Дипломат призвала участников форума содействовать объединению стран и культур:
- Русскоязычное вещание является реальной силой, способной объединить самых разных людей, независимо от того, на каком континенте они живут.
Уникальное исследование “Культура и культурные индустрии в РФ” представил генеральный директор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. Он обратил внимание собравшихся на то, что средства массовой информации, хоть и подчинены иному ведомству, но являются неотъемлемой частью сферы культуры – и передовые страны это уже давно учли (в Великобритании уже несколько десятилетий работает объединённое Министерство цифрового развития, культуры, медиа и спорта). В России только начинают осознавать комплексность этой сферы, которая в настоящее время управляется целыми семью ведомствами - и никакой координации между ними не наблюдается. Спикер подчеркнул важность всеобъемлющих межведомственных исследований для развития общества и познакомил собравшихся с рядом цифр из исследования “Культура и культурные индустрии в РФ-2021”, которое увидит свет в декабре 2021 г.. Данные наглядно продемонстрировали как особую важность сферы культуры для российского общества, так и серьёзнейший удар, который был нанесён по ней пандемией - многие отрасли сократились на 50-70% а предпринимательские сектора зрелищных индустрий обрушились на 80-95%.
С докладом «Современная цифровая трансформация медиасистем» выступила декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова. Заместитель генерального директора по цифровым технологиям «Русской Медиагруппы» Кирилл Чирясов рассказал о практике внедрения цифровых технологий в вещание.
Модератором круглого стола «Тенденции развития русскоязычного вещания в мире на примере ТВ-контента» выступил президент Евразийской Академии телевидения и радио Валерий Рузин. Участниками дискуссии стали российские и зарубежные профессионалы в области телевидения: представитель Казахстана, автор программ, блогер Денис Кривошеин и главный редактор телерадиокомпании «Русский Дом» Любовь Курьянова.
Во второй день форума – 29 октября – участники круглого стола, посвященного радиовещанию, рассказали о своем опыте. Модератором дискуссии выступил креативный директор русскоязычной радиостанции «Matryoshka Radio» Николай Крупатин. Директор радиостанции «Русское радио Австралия» Борис Грейс констатировал, что пока не все, от кого зависит поддержка русскоязычного вещания за рубежом, понимают значительную роль радио. Эксперта поддержала коллега из Калифорнии – программный директор радиостанции Ethno FM Елена Щипунова.
Завершил деловую программу форума круглый стол, посвященный инновациям в электронных СМИ. В частности, представитель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Мария Крашенинникова рассказала, в каких медиа уже используется искусственный интеллект и что ждет профессионалов медиарынка в ближайшем будущем.
Дополнительная информация - на официальном сайте мероприятия.
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.