Рецензия на фильм «Вызов»: Русский космос
Оценка: 5 из 10
Российская картина «Вызов» выходит в российский прокат 20 апреля 2023 года. Режиссёр: Клим Шипенко. В ролях: Юлия Пересильд, Милош Бикович, Владимир Машков, Александр Балуев и другие.
Когда-то режиссёр Алексей Федорченко снял ироничное мокьюментари «Первые на Луне» в ответ на общеизвестный миф о фальсификации высадки американцев на спутник Земли. Сюжет о том, как русские ещё в конце 1930-х якобы запустили ракету в космос, но что-то пошло не так, ярко характеризует одержимость нашей страны лидерством в космической гонке. Это всегда в первую очередь вопрос идеологии, политический жест: сначала Гагарин, потом Леонов, Терешкова - и вот выходит фильм «Вызов», для частичных съёмок которого кинематографисты специально летали на МКС (теперь всерьёз, а не как у Федорченко). Но стал ли фильм той вехой кинематографа, которой его позиционировали создатели ещё задолго до релиза?
Хирург Евгения Беляева (Юлия Пересильд) разрывается между работой и воспитанием дочери. С последним у неё дела идут совсем плохо, в отличие от успехов в Боткинской больнице, где она задерживается на очередной операции и не успевает на встречу с завучем школы по поводу агрессивной выходки дочери. Параллельно земным событиям на МКС происходит ЧП: космический осколок наносит травму российскому космонавту Олегу Богданову (Олег Новицкий). Пока Женя оперирует пациента на Земле, второй космонавт Пётр (Пётр Дубров) как может спасает жизнь Олегу. Однако проблема не решается до конца: нужна срочная помощь профессионального хирурга, ибо от смерти Богданова не спасёт ни близость к Богу, ни его фамилия, ни православные кресты на шее, ни даже цитаты из «Брата». Женя ещё не догадывается, что это именно ей предстоит стать первым хирургом в космосе.
Но до полёта, а, следовательно, и до кадров с МКС ещё полтора часа хронометража. На что это время тратит «Вызов»? Оказывается, на симуляцию земной жизни. Шаблонные отношения матери-одиночки и бунтующего подростка резко уходят на задний план, как только камера Клима Шипенко вступает на территорию павильонов Роскосмоса. По сюжету руководитель полётов (его играет Владимир Машков) должен отобрать из нескольких кандидатов хирурга, которому доверят операцию в условиях невесомости. Среди претендентов – лучшие мужчины-хирурги со всей страны, а Женя в этой компании лишь на правах консультанта, в испытаниях она не участвует.
Сам процесс отбора кандидатов похож на фарс. Есть армянин с лишним весом, хирург с плохим зрением, юморист с набором баянистых шуток, который так и просит, чтобы его забыли на Марсе с семенами картофеля, плюс ещё парочка невзрачных претендентов, имён которых вы даже не запомните. И есть Милош Бикович (он играет коллегу Жени и её потенциальный любовный интерес) - атлетичный, красивый, обаятельный мужчина, от которого колени подкашиваются у всех сотрудников Роскосмоса. Как думаете, кого из этой компании отберут для орбитальной миссии?
Отбирают, тем не менее, героиню Пересильд, причём совершенно внезапно – то, что она летит на МКС, ей сообщают за день до полёта. Вы всё правильно поняли: группа мужчин-хирургов каждый день лезла из кожи вон на тренажёрах, а в космос в итоге летит девушка с нулевой физической подготовкой, только потому что её кандидатуру кое-кто шепнул на ушко кому надо.
Первая половина «Вызова» столь же невыносима, насколько захватывающими получились эпизоды хирургической операции на МКС. Серьёзно, если вы готовы терпеть вымученные диалоги пошива плохих телевизионных мелодрам, лобовой патриотизм с огромным количеством рекламы банков, операторов сотовой связи и, конечно же, Роскосмоса (фильм - их инициатива, в конце концов), то «Вызов» сможет вас порадовать. Удивительно даже, что все актеры поголовно не одеты в Bosco, а игрушка, которую берёт героиня с собой в космос, - не Чебурашка.
И пусть перед нами продукт государственной пропаганды высочайшего уровня, основанный на сбивающем с толку софизме в основе рекламной кампании (на самом деле, это далеко не первый фильм, снятый в космосе), его космический сегмент удался. Мы оставим за скобками обсуждение экономических и этических сторон туристического полёта Пересильд и Шипенко, и вместо этого сосредоточимся на кинематографических характеристиках увиденного. Ведь именно на мельесовских грёзах о полёте в космос зарождался кинематограф, и вот он в лице российского «Вызова», наконец, выбрался на орбиту.
Невесомость чувствуется в кадре, ощущение клаустрофобии в замкнутом пространстве космической станции передано весьма аутентично. Эпизод, к которому так подогревали интерес у российского зрителя ещё года так с 2021-го, в целом достойно реализован. Конечно, и в нем есть пара-тройка причин схватиться за голову (пожалуй, момент «мне нужно выгулять моё красивое вечернее платье в открытом космосе» - главный из них). Но это не столь критично.
К сожалению, видно, что весь фильм был задуман, а затем и снят вокруг этого небольшого по меркам общего хронометража полёта в космос. Авторам как будто бы не хватило денег, вдохновения, сил, времени (нужное подчеркнуть), чтобы написать по-настоящему интересную историю. Там, где можно было показать проработку персонажей, нам устраивают виртуальный тур по павильонам Роскосмоса в сопровождении реальных космонавтов, проводящих для зрителя познавательную экскурсию. Там, где у создателей был шанс выстроить мощный феминистический нарратив, нам предлагают заезженные мизогинические шутки. За фразу «Привязанная женщина в ласке не нуждается» сценаристов вообще стоило бы отстранить от профессии.
Иронично, что столь патриотичный фильм в сценарии подозрительно много заимствует у голливудских картин схожего жанра - «Гравитации» и «Первого человека». В центре сюжета – человек с душевной травмой, вызванной трагедией в семье. И только бескрайний одинокий космос эту душевную пустоту может залатать. Даже сцена, где Женя метафорически отпускает весь свой эмоциональный груз в открытом космосе, один в один повторяет финал фильма Шазелла (только Гослинг там не пел, за что ему, конечно, отдельное спасибо).
«Вызов» – угрожающий жест в сторону всех недружественных стран, призванный рассказать миру о величии державы, которая своих не бросает даже в космосе. Это программный фильм-манифестация исконно русских ценностей на всю Солнечную систему. При его просмотре видно, зачем он снят, но во всём этом нет никакого художественного смысла. Зато его создатели обошли самого Тома Круза, который только готовится когда-нибудь в обозримом будущем сняться в космосе. А возьмём, к примеру, его же фильм, прошлогодний американский хит «Топ Ган: Мэверик». Эта военная бравада - тоже образец прямолинейной национальной пропаганды (ВВС США ещё никогда не выглядели так сексуально, как в «Топ Гане»), но с какой выдумкой и художественным энтузиазмом она снята! Косински куда больше волновало, сможет ли зритель ощутить себя внутри ультразвукового джета, чем то, как хорошо видны нашивки с американским флагом на униформе актёров. А что интересовало Клима Шипенко во время создания «Вызова»? Здесь уже после просмотра у каждого ответ будет свой.
Вадим Богданов, InterMedia
Юра Борисов претендует на две награды Гильдии актеров США
Номинанты на премию Гильдии актером Америки (SAG Awards) были объявлены 8 января 2024 года. Из-за пожаров в Лос-Анджелесе было принято решение заменить живое объявление в телеэфире и на YouTube выпуском пресс-релиза.
Лидером по числу номинаций в кинокатегориях стал мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» (пять упоминаний), за ним следует байопик Боба Дилана «Никому не известный» (четыре упоминаний) и «Анора» и «Эмилия Перес» (по три номинации).
На премию за главную мужскую роль претендуют Эдриан Броуди («Бруталист»), Тимоти Шаламе («Никому не известный»), Дэниэл Крэйг («Квир»), Колман Доминго («Синг-Синг») и Рэйф Файнс («Конклав»), главную женскую - Памела Андерсон («Шоугерл»), Синтия Эриво («Злая: Сказка о ведьме Запада»), Карла София Гаскон («Эмилия Перес»), Майки Мэдисон («Анора») и Деми Мур («Субстанция»).
Российский актер Юра Борисов номинирован на премию в категории «лучшая мужская роль второго плана». Его конкурентами являются Джонатан Бэйли («Злая: Сказка о ведьме Запада»), Эдвард Нортон («Никому не известный»), Джереми Стронг («Ученик. Восхождение Трампа») и Киран Калкин («Настоящая боль»). Борисов также претендует на призы в номинации «лучший актерский состав» вместе со своими коллегами по «Аноре» – Марком Эйдельштейном, Майки Мэдисон, Кареном Карагуляном, Ваче Товмасяном и Алексеем Серебряковым.
В телевизионных номинациях фигурируют «Бриджертоны», «День Шакала», «Дипломат», «Сёгун» и «Медленные лошади», а также «Начальная школа Эббот», «Медведь», «Хитрости», «Убийства в одном здании» и «Терапия».
Награды во всех 15 категориях — шесть в кино, девять в телевидении — будут вручены на 31-й ежегодной церемонией вручения премии Гильдии киноактеров США (SAG Awards), которая состоится 23 февраля в Shrine Auditorium & Expo Hall в Лос-Анджелесе и будет транслироваться в прямом эфире на Netflix. Кристен Белл будет вести церемонию, на которой Джейн Фонда получит премию Гильдии киноактеров США за достижения в жизни.
Арми Хаммер возвращается в кино
Арми Хаммер («Назови меня своим именем», «Ребекка») исполнит главную роль в новом фильме «Темный рыцарь» (The Dark Knight) немецкого режиссера Уве Болла (создателя экшн-кинофраншиз «Во имя короля» и «Ярость»). Как сообщает Variety, будущая картина не имеет отношения к истории о Бэтмене. В основанном на оригинальном сценарии Болла фильме Хаммер сыграет Сандерса, который берет правосудие в свои руки, отправляясь на охоту за преступниками. В то время как его крестовый поход превращает его в сенсацию социальных сетей и героя в глазах общественности, местный начальник полиции видит в нем угрозу обществу и стремится его уничтожить. Съемки должны начаться 27 января 2025 года в Хорватии.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Хаммер фактически не снимался в кино с 2021 года, когда несколько женщин обвинили его в сексуальных домогательствах, насилии и различных извращениях (вплоть до каннибализма). За этими сообщениями последовал развод Арми с актрисой Элизабет Чеймберс (матерью его двоих детей) и профессиональная «отмена». Актер потерял роли в сериалах «Предложение» (где вместо него сыграл Майлз Теллер), «Газлит» (его заменил Дэн Стивенс) и фильме «Моя пиратская свадьба» (главную мужскую роль сыграл Джош Дюамэль). Лишь режиссер Кеннет Брана отказался «вырезать» Арми из уже снятого фильма «Смерть на Ниле», который вышел в прокат в феврале 2022 года. Некоторое время после разгоревшегося скандала Хаммер даже жил на Каймановых островах и работал в отеле продавцом таймшеров.
В 2023 году прокурор Лос-Анджелесе отказался возбуждать дело против актера, не найдя для этого достаточных улик и оснований. В конце 2024-го Арми возобновил карьеру и получил роль в малобюджетном вестерне Трэвиса Миллса «Frontier Crucible», где также снимаются Томас Джейн и Уильям Х. Мэйси. В недавнем интервью Хаммер рассказал, что его актерская карьера пошла в гору настолько, что он начал отказываться от некоторых предлагаемых проектов.
Умер оператор «Шоколада» и фильмов о Гарри Поттере Роджер Прэтт
Британский кинооператор Роджер Прэтт скончался в возрасте 77 лет в конце декабря 2024 года. О его смерти официально сообщило 6 января 2025-го Британское общество операторов без указания точной даты и причины.
Роджер родился 27 февраля 1947 года в Лестере, в конце 1960-х поступил в Лондонскую киношколу, но решил, что не хочет быть режиссером и переключился на операторскую и монтажную работу. Его первым фильмом стала картина «Мрачные моменты» (1971), режиссером которого был его однокурсник Майк Ли, а Прэтт исполнил роль ассистента оператора (в дальнейшем они сделали вместе несколько филомов). Роджер работал заряжающим хлопушки на съемках классической комедии 1975 года «Монти Пайтон и Священный Грааль», где познакомился и подружился с Терри Гиллиамом. Прэтт снял как оператор несколько короткометражных работ в начале 1980-х и дебютировал в качестве оператора-постановщика на фильме ужасов «Основание доллара» (1981) режиссера Роджера Кристиана. Также среди его первых полнометражных работ был «Смысла жизни по Монти Пайтону» Терри Джонса.
Среди самых известных операторских работ Прэтта – «Бразилия», «Король-рыбак» и «12 обезьян» Терри Гиллиама, «Мона Лиза» и «Конец романа» Нила Джордана (за последний Роджер получил номинацию на «Оскар» и BAFTA), «Бэтмен» Тима Бёртона, «Год кометы» Питера Йетса, «Страна теней», «В любви и войне», «Серая сова» и «Замыкая круг» Ричарда Аттенборо, «Франкенштейн» Кеннета Браны, «102 долматинца», «Шоколад» Лассе Халльстрёма (его вторая номинация на BAFTA), «Айрис» Ричарда Эйра, «Троя» Вольфганга Петерсена, «Чернильное сердце» Иэна Софтли, «Дориан Грей» Оливера Паркера, «Карате-пацан» Харольда Цварта, а также два фильм кинофраншизы о Гарри Поттере – «Гарри Поттер и Тайная комната» Криса Коламбуса и «Гарри Поттер и Кубок огня» Майка Ньюэлла.
Роджер Прэтт получил премию Британского общества операторов за достижения всей жизни в 2023 году. Он вышел на пенсию в 2010-х годах из-за болезни Альцгеймера.