Песне «Малiтва» Олега Молчана – 30 лет
![М.Маруга; личный архив Ирины Видовой](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388560.jpg)
Премьера песни «Малітва» состоялась 24 июля 1994 года на фестивале «Славянский базар в Витебске» в юбилейном концерте ансамбля «Песняры». Тогда к 25-летию коллектива Олег Молчан написал часть программы «Голос души», кульминацией которой и была «Малітва».
Эту песню сначала пробовал написать художественный руководитель «Песняров» Владимир Мулявин. Однако результатами своей работы не был доволен и переложил трудную задачу на плечи Олега Молчана. К тому времени в репертуаре Владимира Мулявина уже были хиты Олега Молчана, поэтому он был уверен в композиторе.
- «Малітва» рождалась на моих глазах. Сначала, как и обычно, Олег выучил стихи, а затем снова и снова подходил к клавишному инструменту, сочиняя вариант за вариантом, – вспоминает вдова композитора, певица Ирина Видова. – Первые ноты произведения пришли ему в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе, который Олег посещал с самого детства. Замечу, что все партии, в том числе и соло на синтезаторе, Олег Молчан сыграл сам, не привлекая к записи музыкантов ансамбля. Автору музыки на момент создания шедевра исполнилось всего лишь 29 лет.
Олег Молчан всегда сочинял песни для конкретного исполнителя, точно зная его возможности. «Малiтва» настолько подходила Мулявину, что многие были уверены в том, что он и автор музыки.
- В день премьеры ведущие концерта не объявили имя автора, в телевизионной трансляции не было титров, – продолжает Ирина Видова. – А дальше –– нежелание признавать успех молодого автора телевизионными редакторами и музыковедами, упорно называвшими автором Мулявина. Справедливость удалось восстановить, когда становилось известным собственное имя Олега Молчана вне «Песняров», тогда даже случайные люди высказывали Олегу свое восхищение.
Пройдет несколько лет и «Малітву» будут называть духовным гимном Беларуси вполне официально. «Малітва» исполнялась во время торжественных государственных мероприятий: в 2014 году в День Независимости Беларуси в концерте возле стелы «Минск-город герой», в 2021 – в концерте для делегатов и гостей VI Всебелорусского народного собрания и других.
Несомненно, Владимир Мулявин – канонический исполнитель «Малітвы». Однако Олег Молчан не хотел, чтобы это произведение стало своего рода музейным экспонатом. Поэтому в 2010 году композитор дал произведению новую жизнь. На авторских концертах Олега Молчана «Малітву» исполняли Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров, Ирина Видова, Ядвига Поплавская, Александр Тиханович.
Грандиозно прозвучала «Малітва» в исполнении Ирины Видовой, группы «Чистый голос», Александра Тихановича, Ядвиги Поплавской, Алены Ланской на торжественной церемонии «Молитва за Беларусь» в присутствии Президента Беларуси Александра Лукашенко, его сыновей и глав всех конфессий на ступеньках Храма Всех Святых в октябре 2015 года. Идея такого сценического воплощения произведения принадлежала протоиерею Федору Повному.
Вторая авторская редакция «Малітвы» нравилась и самому Олегу Молчану, в таком коллективном исполнении песня обрела совершенно иное звучание, наполнилась новым смыслом и еще большим масштабом.
Между тем, несколько белорусских исполнителей взяли в своей репертуар «Малітву» без разрешения автора, сделав переработки, которые, по мнению Олега Молчана, не соответствовали его творческому замыслу.
Дело дошло до суда, который принял сторону композитора. Олег Молчан при поддержке Верховного суда Республики Беларусь заставил уважать авторское право. Это дело стало практикообразующим в стране.
Третья авторская редакция «Малітвы» была создана Олегом Молчаном для Митрополичьего хора Минского Свято-Духова кафедрального собора. С «Малітвой» Олега Молчана этот коллектив выступил на XVIII Московском Пасхальном фестивале, художественным руководителем которого является Валерий Гергиев. Не зная белорусского языка, публика стоя слушала «Малітву», а потом еще четыре минуты аплодировала.
- Понимаю, почему Олег Молчан запретил всем желающим исполнять свое произведение. Это не просто песня, баллада или как ее часто называют духовный гимн. Это – действительно молитва, которую нельзя опошлять неуместными интерпретациями, – отметил регент Виталий Соболевский.
В 2016 году в Большом зале Белорусской государственной филармонии состоялась премьера песенного цикла «Малітва». После смерти композитора его вдова, певица Ирина Видова издала девять нотных сборников с произведениями Олега Молчана. Последний из них, увидевший свет в 2023 году – «Песенный цикл Олега Молчана на стихи Янки Купалы «Малітва». Уникальность этого издания в том, что сборник дополнен диском с записями всех 17 песен цикла.
В Национальной библиотеке и в квартире детства Олега Молчана, на улице Раковской, 20, прошли презентации сборника. Ведущие хоровые коллективы нашей страны, музыкальные учебные заведения, ряд библиотек получили в подарок от Ирины Видовой нотный сборник.
Олег Молчан (1965–2019) – белорусский композитор, пианист, продюсер, общественный деятель. В 1991 году Владимир Мулявин пригласил Олега Молчана на работу в государственный ансамбль «Песняры» в качестве пианиста, аранжировщика и композитора, а фактически он стал музыкальным руководителем коллектива. Официально получил назначение на эту должность в 1998 году. С 1994 года Олег Молчан занимался продюсерской деятельностью. В тандеме с Ириной Видовой написал множество хитов. Олег Молчан вел активную общественную деятельность в области защиты авторского права, был председателем авторского совета НЦИС, а также президентом «Евразийской конфедерации обществ правообладателей». Награжден медалью Франциска Скорины и Золотой медалью ВОИС за защиту авторских прав.
Московские организаторы мероприятий просят мэра отменить именные билеты
![Pixabay](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393378.jpg)
Ведущие организаторы театрально-концертных мероприятий Москвы отправили коллективное письмо мэру Москвы Сергею Собянину. Агентство «ИнтерМедиа» публикует его текст.
«Уважаемый Сергей Семенович!
Направляем Вам коллективное письмо от ведущих организаторов театрально-концертных мероприятий Москвы. Наша деятельность обеспечивает более 50% всей театрально-концертной жизни столицы.
20 ноября 2024 года Правительством Москвы опубликовано постановление 2638-ПП «О проведении пилотного проекта, предусматривающего особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых в государственных учреждениях города Москвы». В соответствии с указанным постановлением, в целях повышения уровня безопасности граждан при проведении культурно-зрелищных мероприятий в период с 01 декабря 2024 года по 31 декабря 2025 года проводится Пилотный проект, предусматривающий особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых на концертных и театральных площадках государственных московских учреждений культуры. В период действия Пилотного проекта распространение (реализация) билетов и абонементов участниками Пилотного проекта на мероприятия, а также посещение данных мероприятий осуществляются на основании документов, перечень которых утверждается Департаментом культуры города Москвы. Участниками Пилотного проекта являются государственные учреждения города Москвы театрального, концертного и культурно-досугового типов, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент культуры города Москвы. Список учреждений участников Пилотного проекта утвержден Приказом Департамента культуры города Москвы (ДК) 926/ОД от 21.11.2024.
Новые правила распространяются на все мероприятия, проводимые на площадках учреждений участников Пилотного проекта с 15 марта 2025 года. Все билеты на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, становятся именными. Это означает, что посетить мероприятие может только Посетитель, чьи имя, фамилия и отчество (при наличии) указаны на бланке билета (электронного билета) и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность Посетителя. Приобретение билетов на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, возможно только при условии предъявления одного из документов, удостоверяющего личность каждого зрителя. Это касается мероприятий, проводимых как государственными учреждениями культуры, так и коммерческими организациями, т. е. нами.
В связи с особой актуальностью для нас темы именных билетов в театрах и концертных залах, необходимо отметить, что данная мера может повлечь за собой ряд негативных последствий для зрителей и культуры в целом, а именно:
1. Проблемы с персональными данными: Хранение и управление персональными данными зрителей создаёт риски утечки информации, что может повлечь за собой уголовную ответственность за нарушение законодательства (лицам, нарушившим требования Закона № 152-ФЗ, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но и гражданско-правовая и даже дисциплинарная).
2. Упущенные возможности для детских мероприятий и групповых посещений: Система именных билетов делает невозможным организацию массовых мероприятий для детей, включая школьные и дошкольные группы, что снижает доступность культурного досуга для молодежи. При коллективном посещении мероприятия, например, классом, далеко не каждый родитель доверит своему ребенку единственный документ - свидетельство о рождении, а введение системы именных билетов приведет к снижению числа групповых заявок от организаций, что уже негативно сказывается на общих продажах.
3. Ограничения на подарки: Именные билеты не могут быть подарены или переданы другим лицам, что уменьшает возможность зрителей выбирать билеты в виде подарков, а это делают многие зрители, также возникают проблемы в случаях непредвиденных обстоятельств или болезни.
4. Увеличение времени контроля билетов: Процесс проверки именных билетов требует большего времени на вход, что приводит к образованию очередей и повышает риск скопления людей на улице, ставя под угрозу безопасность посетителей.
5. Снижение зрительского интереса: По опыту пандемии, когда зрители сталкивались с ограничениями по посещению мероприятий, введение именных билетов уже сейчас показывает снижение продаж почти на 70%. Это приведет к финансовым потерям и для нас и для учреждений культуры. Зрители предпочитают избегать покупку именных билетов и выбирают мероприятия в залах, не требующих персональных данных, благо в Москве есть коммерческие и федеральные залы, не входящие в этот Пилотный проект. Потенциальные убытки бюджета города Москвы от снижения спроса на аренду площадок Пилотного проекта могут составить миллиарды рублей в год, так при 10000 арендных мероприятий бюджет Москвы недосчитается 7 млпд рублей.
6. Экономические потери для учреждений культуры: Театры и концертные залы участники Пилотного проекта теряют конкурентоспособность по сравнению с государственными и частными площадками. Например, силами наших компаний в Москве проводится более 2 000 мероприятий в год, общая цена аренды составляет более 2 миллиардов рублей – это прямые потери бюджета учреждений культуры Москвы.
Уже сейчас мы видим, что введение именных билетов отпугивает потенциальных покупателей. Если введение именных билетов в театрах и концертных залах рассматривается как мера обеспечения безопасности, то существует альтернативное решение, которое может удовлетворить те же потребности без необходимости введения таких жестких мер. К примеру, установка камер распознавания лиц в зрительных залах, сканирование документов на входе. Это позволит идентифицировать посетителей в режиме реального времени и обеспечит контроль за безопасностью зрителей. Данная мера может обеспечить более высокий уровень безопасности, сохраняя при этом удобство для посетителей, которые не будут ограничены необходимостью предъявления именных документов.
Исходя из вышесказанного, обращаемся к Вам с просьбой предложить руководству Москвы рассмотреть или найти альтернативу введения именного билета.
Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше людей могли наслаждаться театральным и музыкальным искусством Москвы. Уверены, Ваша поддержка в этом вопросе неоценима».
С уважением,
Генеральный директор ООО «МОСКОУ ШОУ» Облучков П. В.
Генеральный директор ООО «ШоуАрт Лайф» Подлявская С. А.
Генеральный директор ООО «ВИП-Концерт» Шибагутдинов И.Е
Генеральный директор ООО «Оркестра» Бутримов С.Б.
Генеральный директор ООО КА «Гранд Мюзика» Гафурова Ш.О.
Генеральный директор ООО «Аметист» Зайцев Е.Л
Генеральный директор ООО «Национального концертного агентства» Муратова С.М
Генеральный директор ООО «МСМ» Скрастин А.О.
Общественный уполномоченный по вопросам организации культурно-массовых мероприятий при Президенте Россий
«Мессию» Генделя переиздала «Мелодия» к юбилею композитора
![обложка альбома](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393354.jpeg)
«Фирма Мелодия» к юбилею Георга Фридриха Генделя переиздала в цифровом формате ораторию «Мессия». 23 февраля 2025 года исполняется 340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя — немецкого композитора, одного из величайших авторов эпохи барокко. Он родился в один год с Доменико Скарлатти и Иоганном Себастьяном Бахом, и для истории музыки это три равновеликие фигуры, а для современников наиболее популярным из них был Гендель. Наследие Генделя обширно и многообразно: он писал концерты, оперы, оратории.
«Фирма Мелодия» в юбилейный год издает в цифровом формате архивные записи сочинений Генделя, среди них «Мессия» — одна из ключевых ораторий композитора, которую записали советские музыканты в начале 1980-х годов. Ромен Роллан писал о «Мессии»:
- В жизни великих людей часто наблюдается, что в тот миг, когда все кажется потерянным, когда все рушится, они близки к победе. Гендель, казалось, был побежден. И как раз в этот час он создал творение, которому было суждено упрочить за ним мировую славу.
«Мессия» — самое известное и популярное произведение Генделя, наряду с оркестровыми сюитами «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». Ораторию композитор написал в зрелом возрасте, уже будучи автором многих опер и концертов. «Мессия» стал одним из первых сочинений ораториального периода, во время которого Гендель работал преимущественно с библейскими сюжетами и мотивами.
Ораторию «Мессия», написанную необыкновенно быстро, за 24 дня, ждала непростая судьба. В Лондоне произведение не приняли, какое-то время его запрещали исполнять под оригинальным названием. Однако со временем оратория стала одним из самых востребованных в рождественские праздники произведением. Гендель был не первым музыкантом, кто воплотил образ Иисуса Христа как проповедника. Однако его оратория ломала традицию: композитор не стал изображать смиренного праведника и почти отказался от самой фигуры главного героя.
Произведение имеет несколько авторских обработок, оно также известно в обработке Вольфганга Амадея Моцарта. Также изменениям подвергался и текст: изначально написанная на английском языке, оратория имеет немецкие переводы. Первое исполнение на немецком языке состоялось в Гамбурге в 1775 году, в переводе Фридриха Клопштока. Позднее перевод сделал известный поэт Иоганн Гердер. В настоящем альбоме оратория звучит в новом переводе Конрада Амельна.
В СССР «Мессию» впервые исполнили в Ленинграде в 1978 году. Через четыре года, в 1982-м, «Мелодия» записала ораторию в исполнении отечественных музыкантов: Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Александра Дмитриева, Государственного академического хора Латвийской ССР, сопрано Луизы Андрушевич, меццо Людмилы Филатовой, баритона Сергея Лейферкуса и тенора Карлиса Зариньша.
«Калинов мост» посвятил «Эшелоны» юбилею Победы
![обложка сингла](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393362.jpg)
Премьера песни группы «Калинов мост» «Эшелоны» состоялась 21 февраля 2025 года. Цифровой релиз сингла осуществил лейбл «KG Звук». Группа посвятила песню сибирским дивизиям времен Великой Отечественной войны и приурочила к 80-летию Победы, которое отмечается в 2025 году.
- Сыны отваги, внуки Ермака, как сталь, крепка сибирская порода. Остра надежда лезвием клинка, пылает, не сгорая, - поет лидер «Калинова моста» Дмитрий Ревякин.
«ИнтерМедиа» напоминает, что концертная презентация альбома группы «Калинов мост» «Дастояр» пройдет в клубе 1930 Moscow 5 апреля 2025 года.