Рецензия на сериал «Холстон»: Исповедь уставшего шоураннера

Оценка: 7 из 10
Премьера сериала «Холстон» состоялась на стриминговом сервисе Netflix 14 мая 2021 года. Шоураннер: Райан Мерфи. Режиссер: Даниэль Минахан. В ролях: Юэн Макгрегор, Билл Пуллман, Ребекка Дайан, Криста Родригез, Вера Фармига и другие.
Райан Мерфи – один из наиболее значимых шоураннеров нынешнего времени. Он не просто продюсер, режиссер и сценарист – он в первую очередь творец с очень четко сформированным авторским видением, авторским стилем, да и в целом авторским мироощущением. Его имя на слуху практически у любого зрителя, кто смотрит больше двух сериалов в год. В 2018 году он заключил с Netflix эксклюзивный контракт на 300 миллионов долларов. С тех пор проекты он стал штамповать в огромном количестве – «Голливуд», два сезона «Политика», «Рэтчед», «Парни в группе», «Выпускной» … для FХ он продолжает выпускать «Американскую история ужасов». Где-то Мерфи выступает режиссером, где-то – сценаристом или продюсером. Вроде нужно порадоваться за то, что вместо продюсеров-ремесленников, умеющих работать лишь с конвейерными штампами, доступ к ресурсам получил человек с творческой жилкой, но в какой-то момент Райана Мерфи, кажется, стало слишком много.
Видимо, из рефлексии о творческих свершениях последних лет и родился «Холстон». Рой Холстон Фроуик был модельером из США. Он всегда представлялся просто как «Холстон», и именно «Холстон» стал одним из крупнейших домов моды. В период 1960–1980-х годов он сумел полностью перевернуть мир женской одежды. Эпоха авангарда, Энди Уорхола, диско и одежды в стиле тай-дай – все это застал Холстон, все это повлияло на его работы, а его работы заметно повлияли на эпоху. Казалось бы, для такого поклонника китча как Райан Мерфи эта история должна подходить идеально.
Для и сам Холстон ему близок. Главный герой приехал из Индианы почти без гроша в кармане, пытаясь выучиться на дизайнера и подрабатывая оформителем витрин. Про себя Райан Мерфи много раз говорил, что он «мальчик-гей из Индианы, приехавший в 1989 году в Голливуд с $55 в кармане». И это далеко не единственное совпадение в их биографиях.
Впрочем, сам сериал держится не только на одной биографии. Здесь в сконцентрированном виде показана история моды, причем глобальные вопросы влияют на сюжет так же сильно, как и личностные конфликты.
Когда-то столицей высокой моды был Париж. Но европейские дизайнеры со временем слишком ушли в себя, и их стали покусывать молодые и наглые дизайнеры из других стран, в первую очередь – из США. Одним из таких кусак был Холстон. Здесь Райан Мерфи взбирается на любимого конька и показывает то, что ему удается лучше всего – сильного и яркого ЛГБТ-персонажа. Его гомосексуал – это не забитая жертва, требующая квот и государственной поддержки. Его гомосексуал – это бунтарь, способный сам ломать преграды и творить историю, менять мир по собственному усмотрению. Холстон – гений и визионер, отлично понимающий, что нужно женщинам.
Но мир стремительно меняется. На одной только высокой моде невозможно содержать крупный модный дом. Появляется масс-маркет, модную одежду хочет носить средний класс. Но только Холстон этого не понимает. Он витает в облаках мира высокого искусства, ему нравится творить для элиты, к которой он относит и самого себя, продавать только в собственном бутике, а не в сетевых розничных магазинах. Фамилия «Холстон» превращается в бренд, но бренд этот не может выстоять в тяжелых условиях складывающейся иначе рыночной экономики. Стремясь заработать больше, Холстон экспериментирует на всем – выпускает дизайнерские сумки, чемоданы, мебель, парфюм. Хостон везде, его становится слишком много (прямо как Райана Мерфи сейчас). Когда в конце истории происходит вполне ожидаемый крах этого бренда – вместе с ним случается и крах имени его обладателя. Но только потеряв самое главное, герой, кажется, наконец обретает себя.
Странно говорить об этом, но в сериале очень мало от фирменного стиля Мерфи. «Холстон» рассказывает про моду и яркую, пеструю жизнь, но сам он не такой уж яркий и пестрый, в нем почти нет характерного китча, не раскрыта эпоха диско, даже Лайза Миннелли, муза главного героя, здесь фигурирует очень недолго. Наоборот, сериал выглядит меланхолично-блеклым. Словно «Холстон» – это не телевизионная бомба от одного из крупнейших сериальных авторов, а тоскливая исповедь вконец задолбавшегося от работы шоураннера.
Павел Соломатин,InterMedia