Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамойГлюкоза назвала свое задержание в аэропорту заказом влиятельного человекаКлава Кока рассталась с Александром Повериным«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: грандиозный симфонический концерт во славу гения Чайковского пройдет в БКЗ «Октябрьский»Участник One Direction Лиам Пейн погиб в АргентинеАгата Муцениеце пожаловалась, что ее сын хочет остаться с Павлом ПрилучнымМария Луговая родила Сергею Лавыгину сынаРоссийские стриминги будут маркировать музыку иноагентовУмер композитор и певец Вячеслав ДобрынинАни Лорак получила предложение руки и сердца в день рождения

Эксперты InterMedia представили исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023»

Midjourney

Исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023» представили эксперты информационного агентства InterMedia 27 декабря 2023 года. Ранее выдержки из этой работы были опубликованы в материале РБК «Доходы пиратов выросли почти в 2 раза после ухода Netflix и Голливуда» от 26 декабря.

По итогам 2022 года общий финансовый оборот сферы культуры в России составил 4 424,6 млрд рублей. За пять лет с допандемийного 2018 года рост составил 33,9%.

Больше всего за этот срок выросли ассигнования из бюджетов всех уровней – на 47,1% (с 589,8 млрд рублей до 867,8 млрд рублей). Доходы от коммерческой деятельности выросли не так значительно – на 31% (с 2 714,5 млрд рублей до 3 556,8 млрд рублей). Это неудивительно, учитывая, что за прошедшие пять лет предпринимателей затронула и пандемия коронавируса, и специальная военная операция на Украине.

Тренд на рост бюджетных ассигнований на фоне падения или стагнации доходов от коммерческой деятельности во многих секторах, как и ряд других, ранее описывался в ежегодном исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ».

Согласно прогнозам экспертов InterMedia, по итогам 2023 года оборот культурных индустрий составит 4 723,7 млрд рублей, что на 6,8% выше, чем в 2022 году.

Показатели культурных индустрий – доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, 2018–2022 гг., млн руб.

Источник: InterMedia

Для большей наглядности было решено объединять все сегменты культурной экономики в смысловые блоки.

Основные блоки культурной экономики, 2022 г.

Источник: InterMedia

Самым объемным, как и в прошлые годы, оказался блок «Техника и телекоммуникации». В него вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Продажа бытового электронного и музыкального оборудования, включая музыкальные инструменты;

– Предоставление услуг мобильного и широкополосного доступа в интернет провайдерами;

– Работа дата-центров на территории РФ, в т.ч. по предоставлению облачных услуг.

Все доходы этого блока в 2022 году составили 1 340,2 млрд рублей. Рост за пять лет составил 47,8%. В 2023 году также планируется рост – до 1 444,7 млрд рублей.

На втором месте оказался культурный досуг. В этот блок вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Оказание туристических услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;

– Работа домов культуры, парков культуры и отдыха, зоопарков и др.;

– Продажи видеоигр, в т.ч. микротранзакции и платные подписки.

Все доходы этого блока в 2022 году составили 1 152,4 млрд рублей. Рост за пять лет составил 34%. В 2023 году также планируется рост – до 1 191 млрд рублей.

Только эти два блока смогли преодолеть отметку в триллион рублей.

Самый быстрый рост за пять лет показал блок «Телевидение и видеосервисы». За пять лет он вырос на 59,3% – с 321,2 млрд рублей до 511,6 млрд рублей.

В него вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Деятельность эфирного телевидения;

– Работа платного ТВ;

– Работа легальных видеосервисов

При этом только в 2022 году все эти сегменты вместо роста показали некоторую стагнацию. Так, легальные видеосервисы, которые ранее были основным драйвером и прирастали приблизительно на треть год к году, упали на 13% (с 99,6 млрд рублей до 86,6 млрд рублей). В 2023 году планируется рост, но небольшой – до 89,7 млрд рублей.

Единственным блоком, показавшим за эти пять лет падение, оказались зрелищные мероприятия. С 2018 года финансовый оборот входящих в него сегментов сократился на 7,8% – с 284,5 млрд рублей до 262,4 млрд рублей. В этот блок вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);

– Неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.);

– Кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей).

Зрелищные мероприятия в сфере спорта в исследовании не учитываются.

Из общего оборота зрелищных мероприятий 141,5 млрд рублей приходятся на доходы от коммерческой деятельности, а 120,9 млрд рублей – на ассигнования из бюджетов всех уровней.

Согласно прогнозу, по итогам 2023 года обороты составят 315,5 млрд рублей. Из этой суммы 155,5 млрд рублей составят доходы от коммерческой деятельности, а 160 млрд рублей – ассигнования из бюджетов всех уровней.

Таким образом, оборот зрелищных индустрий по итогам 2023 года приблизится к объемам допандемийного 2019 года.

В 2020 году впервые в истории зрелищных индустрий России объем бюджетных ассигнований превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 132,6 млрд рублей против 72,9 млрд рублей. В 2022 году тренд остался неизменным: 141,5 млрд рублей против 120,9 млрд рублей.

Эксперты InterMedia по имеющимся данным прогнозируют сохранение тренда и по итогам 2023 года. Так, на бюджетные ассигнования придется 160 млрд рублей, а на коммерческую деятельность – 155,5 млрд рублей.

С каждым годом все заметнее становится тренд, связанный с изменением структуры доходов афишных мероприятий. Так, по итогам 2019 года доходы от коммерческой деятельности между бюджетными (т.е. цирками, концертными организациями и самостоятельными коллективами, театрами и их филиалами, подведомственными органам культуры и другим ведомствам РФ) и небюджетными организациями распределились почти поровну: 46% и 54% соответственно. В пандемию соотношение серьезно сместилось в сторону бюджетных организаций – на них в 2020 году пришлось уже 74% от всей коммерческой деятельности.

По итогам 2022 года доля бюджетных организаций составила 65%. По прогнозам InterMedia, по итогам 2023 года их доля также останется доминирующей. Такой тренд, скорее всего, будет сохраняться и в ближайшие годы.

Таким образом, если не случится новых потрясений, коммерческие доходы бюджетных организаций, занимающихся афишными мероприятиями, по итогам 2023 года превзойдут результат 2019 года на 21%.

Подробнее зрелищные мероприятия рассматривались в отдельном материале – «Музыка и зрелища: эксперты InterMedia представили индустриальный отчет за 2018–2023 годы» от 13 ноября 2023 года.

Блок издательской деятельности вырос за пять лет на 23,6%. Однако входящие в его состав сегменты показали разнонаправленные тренды.

Так, книжная отрасль в 2022 году переломила отрицательную динамику и демонстрирует постепенный рост, который сохраняется и по итогам 2023 года. По предварительным данным, в 2023 году продажи печатных, электронных и аудиокниг составят 100 млрд рублей против 99,8 млрд рублей в 2022 году и 63,4 млрд рублей в 2021 году.

Небольшой прирост зафиксирован в сфере настольных игр: предварительные продажи в 2023 году достигнут 25 млрд рублей против 24 млрд рублей в 2022 году и 19,5 млрд рублей в 2021 году.

Продажи фильмов и сериалов на физических носителях демонстрируют снижение на протяжении всех пяти лет наблюдений.

Отрицательную динамику на продажу музыкальных произведений на физических носителях удалось остановить в 2021 году благодаря вернувшейся популярности виниловых пластинок. Однако в 2022 году финансовый оборот этого сегмента оказался ниже, чем в 2018 году (230 млн рублей против 380 млн рублей). В 2023 году планируется стагнация.

Рынок нелегальных сервисов (стриминг аудио-, видео- и книг, торренты, каналы в мессенджерах и др.) в России за пять лет вырос почти в два раза – с 5,2 млрд рублей до 10 млрд рублей. При этом основной рост пришелся на последние пару лет. По прогнозам, оборот нелегальных сервисов в России по итогам 2023 года составит 12 млрд рублей, что на 71,4% выше, чем в 2021 году (7 млрд рублей).

Рост этого рынка в первую очередь связан с тем, что некоторые крупные зарубежные дистрибьюторы кино и музыки ушли из легального поля, но желание потреблять такой контент у аудитории не исчезло.

Говоря о нелегальной продукции, стоит также отметить еще один сегмент, который пока с трудом поддается подсчетам и не учитывается в «Экономика культуры РФ 2018-2023». Это рынок контрафактной продукции, изготовленной с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на персонажей анимации, видеоигр, кино и т.д.

По оценке экспертов Semenov&Pevzner Романа Пчелинцева и Карины Скомороховой, в период с 2018 по 2022 год было более 60 тыс. выявленных случаев реализации такой продукции. При этом в настоящий момент отсутствуют официально опубликованные данные об объемах продаж контрафактной продукции на территории РФ.

По оценке экспертов, динамика за последние несколько лет не претерпела значительного всплеска, а, скорее, сохранилась на уровне 2020 года. Одной из причин этого можно назвать временную приостановку активных действий по защите брендов иностранными правообладателями.

– По открытым источникам (kad.arbitr), с 2018 по 2019 год произошел прирост количества обращений правообладателей в арбитражные суды на 75%. При этом уже в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, прирост составлял не более 30% – количество судебных дел, возбужденных по факту реализации контрафактной продукции превысило 12 500. В период с 2020 года динамика сохраняется. – прокомментировали эксперты Semenov&Pevzner.

Таким образом, можно сделать вывод, что ни значительного снижения выявляемых контрафактных продуктов, ни резкого роста не произошло. Сейчас некоторые иностранные правообладатели заняли позицию ожидания и пристально следят за рынком.

Исходя из статистики Федеральной таможенной службы РФ, импорт контрафакта в последние годы несколько снизился по сравнению с 2018–2019 годами. В качестве причины эксперты Semenov&Pevzner называют сначала ковидные и пост-ковидные сложности с логистикой, а потом уже санкционную перестройку логистических цепочек и легализацию параллельного импорта.

– Из отчетных данных ФТС РФ мы видим, что большая часть ввозимого в страну контрафакта – это «классические» подделки (использование товарных знаков известных брендов). Существенно меньшую часть в статистике возбужденных дел составляют подделки, нарушающие авторские и смежные права. Обычно это товары, маркированные известными персонажами или фрагментами кино- и мультфильмов, игр, книг. Их крайне сложно выявить в ходе таможенного контроля, – комментируют эксперты.

По мнению главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова, экономика культуры практически восстановилась до доковидного состояния. Однако произошло это за счет заметного роста бюджетного финансирования

– Возможно, это свидетельствует о крепнущем понимании властями значения культуры как основы общества. В то же время предпринимательскому сектору – особенно зрелищным индустриям – до восстановления пока еще далеко, – сказал Евгений Сафронов в комментарии для РБК.

Павел Соломатин, InterMedia

Обзор музыкальных новинок: песни от участников шестой резиденции «Фабрика музыки»

03.12.2024 19:23 Музыка Рубрика: Хроника
предоставлено пресс-службой проекта

Треки, созданные участниками проекта «Фабрика музыки», — творческого акселератора от Агентства креативных индустрий Москвы – вышли 2 декабря 2024 года на всех стриминговых платформах. Песни, написанные участниками проекта «Фабрика Музыки», — это результат девятидневного интенсива, в рамках которого молодые артисты, продюсеры и менеджеры объединились в команды. Финальная резиденция прошла в октябре-ноябре 2024 года и завершилась питчингом перед профессионалами музыкальной индустрии. Теперь работы команд сможет оценить и широкая аудитория.

Autboy —«Pizza»

Autboy — подиумный артист-творец, создающий синематичное и атмосферное звучание на стыке альт-попа, гранжа и электронной музыки. Его трек «Pizza» — это гимн для всех, кто ищет себя и стремится почувствовать жизнь в каждом ударе сердца. Вдохновленный звучанием UK Garage и элементами 2-step, трек создает пульсирующую атмосферу, где главный герой раскрывает личные переживания. Эта песня — рассказ о принятии, освобождении от тёмных мыслей и возвращении к искренней радости детства, где кусочка пиццы было достаточно, чтобы быть счастливым.

Инаока — «Ой, как я себя люблю»

«Ой, как я себя люблю» — новый сингл этно-электронной и инди-поп артистки Инаока. Эта песня — попытка справиться с неприятием себя. Текст-монолог пронизан обнаженными чувствами певицы и упакован в ритмичную этно-электронику. «Ой, как я себя люблю» – это песня-напоминание о моменте слабости, который так важно зафиксировать и запомнить, чтобы вовремя очнуться и вернуть себя.

Милена Саркисян — «Зверь»

Милена Саркисян – поп/соул-певица, которая в своих песнях рассказывает честные истории о признании себя и своей идентичности, поиске своего места в мире, обретении силы и свободы через возможность открыто проявлять чувства и быть собой. Её новый сингл «Зверь» — это песня о свободе проявления теневой стороны человека. «Зверь» несет в себе личную историю о конфликте двух культур, на стыке которых выросла Милена. Она родилась в Москве в армянской семье и всегда ощущала себя не вписывающейся до конца ни в одну из традиций.

Песня «Зверь» — это не только несогласие с устаревшими правилами, которое диктует консервативное общество, но и гимн новой женственности, в которой мягкость и нежность легко сочетаются с силой.

Anzhelika Rise — «Без слов»

Anzhelika Rise — это этническая поп-арт артистка, в творчестве которой переплетаются честные эмоции и сила электронных ритмов, открывающие путь к самопознанию и свободе быть собой. Её музыка — приглашение к внутренней трансформации, к исцелению от условностей и поиску собственной истины. «Без слов» — новый сингл о чувстве одиночества в толпе, о том, как все мы уязвимы, доверяясь, открываясь и впуская людей в свое сердце. Столкнувшись после с их безразличием или холодом, в попытках разрушить стену непонимания, раним себя, и все это чаще проживаем внутри, в полном молчании.

Апрелия — «Чувство пустоты»

Апрелия — поп-исполнительница, которая несмотря на внешнюю хрупкость обладает стойким характером. Ранее Апрелия участвовала в шоу «Песни на ТНТ» и «Голос страны», один из ее последних треков стал саундтреком к фильму «Хочу замуж» с Кристиной Асмус в главной роли. Её новый трек «Чувство пустоты» — смелый эксперимент, на который она решилась благодаря «Фабрике Музыки»: смена стиля и образа из милой девушки с укулеле на главную героиню сёдзё аниме, не скрывающую свои переживания и чувства. «Чувство пустоты» вдохновлен русской попсой нулевых. История про тяжелое расставание окунает в подростковые переживания о первой любви и заставляет снова почувствовать себя уязвимым и отвергнутым.

Rodnaya — «Чувство пустоты»

Rodnaya — резидентка «Клуба Алексея Козлова», участница большого количества фестивалей, концертов и джемов на главных джазовых площадках страны. На счету Rodnaya коллаборации с Игорем Яковенко, Дмитрием Илугдиным, совместный музыкальный проект с Анатолием Айсом и трек с Антохой МС. Её новый релиз «Моря нет» — это летний трек в самом начале зимы. Смесь фанка, соула и танцевальной музыки. Песня о том, что главное тепло — внутри. Именно оно поможет пережить холода. Композиция предлагает сохранить ощущение лета с помощью музыки и любви. Раньше музыка Rodnaya представляла из себя авторский джаз на русском языке, с оттенками ECM, soul и fusion. В поиске новых идей, артистка начала исследовать более танцевальное и электронное звучание. «Моря Нет» — это один первых релизов в новом стиле.

Vetrа́ — «По глазам»

Vetrа́ – электронный музыкант, чьи мелодии дарят чувство свободы, вдохновения. Его дебютный сингл «По глазам» — это ненавязчивая романтическая линия с чувством веры в лучшее. Атмосфера глубоких чувств, с акцентом на тему мимолетности, неуловимости и трансформации отношений. Диалог выражает желание близости, стремление удержать момент, несмотря на то, что всё это может исчезнуть. Лирика также акцентирует на борьбе между влечением и тревогой перед неизбежностью разлуки. Эта двойственность создаёт ощущение интенсивного, но ускользающего момента, который останется воспоминанием.

Саша де Буряк — «Маленький принц»

Саша де Буряк — романтический герой R’n’B. Вдохновленный джазом, соулом и классическим роком, артист создает авторское звучание, объединяя изысканность и искренность. «Маленький принц» – первый сингл Саши де Буряка после релиза альбома «Романтики». С помощью автобиографичного альбома Саша де Буряк познакомил слушателя со своим внутренним миром. Сингл «Маленький принц» продолжает тематику альбома, приглашая слушателя на темную сторону своей луны.

Сингл «Маленький принц» даёт слушателю широкий спектр эмоций. Где же то место, в котором после ты сможешь отыскать свое истинное «я» после очередного расставания? Как продолжать жить, не зацикливаясь на прошлом? На эти вопросы слушатель будет искать ответ вместе с исполнителем.

Даша Платонова — «Идти вперёд»

Даша Платонова — это роковая энергия и любовь к миру в каждой ноте. Сибирская инди-рок-исполнительница готова покорять музыкальные горизонты своим бунтарским духом и мощным голосом.«Идти вперёд» — экспериментальный сингл Даши, в котором привычный инди-рок переплетается с фанком, R'n'B и госпелом. Каждая нота и каждая строчка наполнены смыслом, призывающим слушателей двигаться вперёд, несмотря на любые трудности.

Jummy — «Вода»

Jummy — амбассадор чувственной и нежной любви на российской поп-сцене. Артист ведет искренний диалог с каждым слушателем, обращаясь к тем, кто ищет вдохновение и счастье в каждом аккорде. Его новый сингл «Вода» – это импульс, который возникает, когда среди тысячи лиц на танцполе ты замечаешь ту самую. Это трек о жажде, жажде искромётной любви. Перкуссия в треке построена на звуке скрипящей двери и пластиковой вилки, бьющейся о банку с кофе. Jummy выступал на «Вечернем звуке», коммьюнити-шоукейсе «Ещё Громче», фестивале Kontrkultura MUSIC FEST. Является победителем конкурса «Делаю по классике» от шоу Дмитрия Маликова «По классике» с песней «До утра». Релиз был поддержан радио Energy в Минске.

Технологический партнер проекта «Фабрика музыки» — приложение «Звук Студио» от HiFi-стриминга «Звук».
Партнер «Фабрики музыки» — звукозаписывающая студия «Голоса Большой Страны»

Ссылка на прослушивание треков: https://band.link/fmoctober2024

Фото: предоставлено пресс-службой проекта На фото: Даша Платонова
Теги: новости партнеров, Фабрика музыки
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Издан нотный сборник лучших песен конкурса-фестиваля «Мелодия детства»

03.12.2024 18:51 Музыка Рубрика: Хроника
предоставлено пресс-службой РМС

Вышел в свет электронный нотный сборник с лучшими песнями Всероссийского профессионального конкурса-фестиваля современных композиторов и поэтов на создание песен для детей «Мелодия детства». Проект реализуется Российским музыкальным союзом и Союзом композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

В издание включены 40 детских песен для сольного и хорового исполнения, написанных современными авторами. Это сочинения, посвященные темам семьи, дружбы, любви к Родине, подвигам героев. Некоторые композиции также вошли в программу гала-концерта, состоявшегося в ноябре 2024 года в Рахманиновском зале Московской консерватории, – в исполнении Большого детского хора им. В.С.Попова со сцены прозвучали 15 песен.

На конкурс «Мелодия детства» принимались песни, созданные не ранее января 2022 года. География проекта оказалась обширной: свои произведения прислали авторы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Барнаула, Саратова, Казани, Ярославля, Владивостока и многих других городов.

Из почти 300 заявок лучшие сочинения выбрали члены жюри конкурса: генеральный директор Российского музыкального союза, композитор, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В.Силантьева Александр Клевицкий; главный дирижер и художественный руководитель Большого детского хора им. В.С.Попова, заслуженный артист России Анатолий Кисляков; композитор, пианистка, заслуженный деятель искусств России Елена Ларионова; радиожурналистка, заслуженный деятель искусств России Диана Берлин; композитор и сценарист Артем Колпаков; старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН Максим Скороходов; начальник отдела музыкального искусства и народного творчества Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Людмила Сироткина. Эксперты отметили высокий уровень представленных работ: многие песни конкурсантов имеют все шансы стать настоящими хитами.

Одна из главных задач проекта «Мелодия детства»– восполнить дефицит современных песен для детей, сформировать библиотеку произведений, которые могут исполнять юные вокалисты – солисты и творческие коллективы. Собрание новых детских песен поможет расширить репертуар юных исполнителей разных возрастов.

Ознакомиться с нотным сборником можно на сайте проекта «Мелодия детства».

Фото: предоставлено пресс-службой РМС
Теги: ноты, Мелодия детства

Книга-дополнение к байопику «Руки вверх!» выйдет в декабре

03.12.2024 18:34 Музыка Рубрика: Хроника
обложка книги

Книга «Руки вверх! Литературный блокбастер» выходит в декабре 2024 года в издательстве «Бомбора». Это литературная адаптация фильма «Руки вверх!», основанного на реальной истории одноименной группы и одного из ее создателей - Сергея Жукова.

- Как из провинциального мальчишки, мечтающего впечатлить девушку робкими песнями о любви, Сергей Жуков стал одним из самых востребованных артистов страны и голосом целого поколения. Где он познакомился с Алексеем Потехиным, как молодые исполнители искали первого продюсера, проходили испытания славой и после чего их пути разошлись, - сообщается в аннотации. - Для погружения в историю «Руки вверх!» Сергей Жуков предоставил авторам байопика свои дневники и тетради. Однако в киноверсию вошли далеко не все сцены, задуманные сценаристами. В книге представлены не только вырезанные эпизоды, но и новые сюжетные повороты, которые делают чтение еще более интересным и захватывающим.

«ИнтерМедиа» напоминает, что в российский прокат фильм «Руки вверх!» вышел в начале октября, а в конце ноября состоялась его премьера в российских онлайн-кинотеатрах.

Фото: обложка книги
Теги: Руки вверх, книги, Руки вверх (фильм)
β 16+