Роботы, рибейты и Китай: о чем не забудут гости Международного культурного форума в Санкт-Петербурге
VIII международный культурный форум прошел в Санкт-Петербурге с 14 по 16 ноября 2019 года. Организаторами мероприятия выступили Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга.
Форум проходил сразу в двух потоках – общественном и профессиональном. Дискуссионная программа была нацелена на специалистов различных отраслей культуры; в фестивальную программу вошли многочисленные культурные мероприятия для жителей и гостей Санкт-Петербурга; деловая площадка была сосредоточена на обсуждениях и реализации проектов, а также подписаниях соглашений в сфере культуры.
В 2019 году в рамках форума прошло более 400 мероприятий, которые посетили 35 тысяч человек из 90 стран. Основной площадкой стал Главный штаб Государственного Эрмитажа, для Деловой площадки по традиции выделили Российский этнографический музей. Мероприятия Форума также проходили в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, Государственной академической капелле, киноцентре «Ленфильм», Центральном выставочном зале «Манеж», Мариинском театре, Александринском театре и многих других культурных учреждениях Санкт-Петербурга.
Официальное открытие международного культурного форума состоялось 14 ноября в Атриуме Главного штаба Эрмитажа. В мероприятии приняли участие официальные лица, главы международных организаций, руководители секций Форума, руководители крупнейших учреждений культуры, видные общественные деятели, ведущие эксперты в сфере международного культурного сотрудничества и почетные гости. С торжественными речами выступили министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, заместитель министра культуры и туризма Китайской Народной Республики Чжан Сюй, заместитель министра культуры и туризма Турецкой Республики Озгюль Озкан Явуз, директор Фонда славянских культур Андреа Рихтер (Словения).
Почетный статус «Страна-гость VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума» в 2019 году был присвоен Китайской народной Республике. В работе форума приняла участие делегация ведущих деятелей культуры, искусства и науки Китая, в которую вошли ректор Пекинской академии танца Го Лей, вице-президент Союза циркового искусства Китая Фу Цзиэнь и др. Китай представил культурную программу, демонстрирующую многообразие современного искусства страны – спектакли «Принц Ланьлина» и «Убить императора», выставку «Современное искусство Китая. От поколения к поколению» и концерт Шанхайского национального оркестра.
– Это не просто дань уважения к 70-летнему юбилею установления дипломатических отношений между нашими странами, это знак укрепления нашего стратегического партнерства в области культуры, – заявил Владимир Мединский.
Кроме того, на Форуме была организована специальная программа, приуроченная к перекрестному году культуры и туризма России и Турции. На форуме Турция представила обширную программу, включающую конференцию «Стамбул в турецкой и российской литературе», выставку «Гёбекли-тепе», показы национального кино и др.
К 15-летнему юбилею Форум славянских культур (международная неправительственная организация со штаб-квартирой в Любляне) выступил со своей программой, нацеленной на сближение и взаимопонимание славянских народов. В рамках программы прошла выставка «100 славянских романов», дискуссии «Национальные медиа – телевидение славянских стран», «Культурные маршруты славянского мира на карте Европы» и другие, а также показы современного кино Болгарии.
Торжественная церемония награждения лауреатов VI Общенациональной акции «Меценат года» состоялась в музее Фаберже. В мероприятии приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский и директор музея Фаберже, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен» Владимир Воронченко.
«Меценатом года» в 2019 году объявлены три филантропа: председатель правления Владимирской региональной общественной организации «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса А. В. Суворова» Василий Верещак – за восстановление храма Василия Великого и создание музейного комплекса А. В. Суворова (с. Кистыш Суздальского района); член совета директоров Международного фонда Шодиева Патох Шодиев – за генеральное спонсорство гастролей труппы театра Кабуки (Япония) по России; председатель правления ООО «Сибур» Михаил Карисалов – за поддержку Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). Еще 17 филантропов из разных регионов России были отмечены благодарственными дипломами от Министерства культуры РФ.
В рамках форума состоялось подписание соглашений о сотрудничестве в сфере культуры - как внутрироссийских, так и международных. Так, было подписано соглашение о сотрудничестве между Минкультуры РФ и Управлением по делам культуры и древностей Королевства Бахрейн, Министерством культуры Абхазии, Министерством культуры, туризма и древностей Республики Ирак. Состоялось подписание совместного заявления о программе Года литературы и театра Россия-Австрия 2020–2021, а также меморандума о проведении «Года культурных обменов» в 2020–2021 годах» между Министерством культуры РФ и Министерством культуры, спорта и туризма Республики Корея.
Панельная дискуссия «Россия на мировом кинорынке» состоялась в первый день работы VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума 14 ноября 2019 года в Главном штабе Эрмитажа в рамках секции «Кино». В ней приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский, режиссер, продюсер, актер и руководитель секции «Кино» Федор Бондарчук, заместитель министра культуры Российской Федерации Павел Степанов, руководитель проекта по поддержке экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра (РЭЦ) Евгения Данильченко, председатель правления Ассоциации анимационного кино и киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Центральной киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева, директор по связям с индустрией компании «Экспоконтент» Евгения Маркова, руководитель «Русского офиса кинокомиссий» Валерий Купеев и продюсер компании Amrita, прокатчик российских фильмов в Китае Ду Лян (КНР).
Эксперты в области кино и представители индустрии обсудили особенности продвижения российского контента за рубежом и стратегии развития международного копродукционного сотрудничества. Участники дискуссии также поговорили о положении России на мировом кинорынке, проектах, формирующих новый бренд российского кино, и о том, какой следует показывать Россию иностранцам на киноэкране. Участники дискуссии также обсудили международную копродукцию. О сотрудничестве в сфере кино между Россией и Китаем рассказал прокатчик российских фильмов в Китае продюсер Ду Лян.
– В сотрудничестве нам помогает сегодняшняя внешняя политика России и Китая, – сказал он. – Но, если работает политика, значит мы плохо работаем в коммерческой сфере. Для выхода на наш рынок российским фильмам нужны китайские сценаристы, хороший режиссер и один китайский продюсер – люди, которые понимают китайского зрителя. Наш кинорынок специфический, его нужно тонко чувствовать. Раньше в Китае были популярны именно голливудские фильмы, но сегодня, в атмосфере некоторого конфликта с США, отношение изменилось. У нас большое будущее: для русского кино китайский рынок только открывается. И новости о рибейтах меня очень радуют – мы тоже заинтересованы в сотрудничестве с Россией, хотим снимать здесь кино. Я очень надеюсь, что лет через пять русское кино станет брендом в Китае, китайские зрители полюбят русских актеров. Но предстоит решить еще много вопросов.
Пленарное заседание по теме «Культурные коды в условиях глобализации» прошло 14 ноября 2019 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа. В нем приняли участие генеральный директор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) Уэббер Ндоро (Зимбабве), соучредитель и заместитель директора музея ООН – UN Live Майкл Эдсон (США), ректор Центральной консерватории музыки в Пекине Юй Фэн (КНР), учредитель некоммерческой организации по преобразованию городских зон 8–80 Cities Гил Пеньялоса (Канада) и директор Галереи Уффици Айке Шмидт (Италия). Модератором дискуссии выступила международный корреспондент издания Svenska Dagbladet Гунилла фон Халль (Швеция).
Уэббер Ндоро указал на то, что процессы глобализации имеют долгую историю и что молодым государствам сложно создавать собственные культурные коды.
– Глобализация – это нечто, что мы никак не можем игнорировать, – сказал он. – Глобализация началась тогда же, когда и человечество: мы всегда делились идеями, мыслями, воздействовали друг на друга. Мы как международная организация постоянно работаем в этой среде, учитываем лучшие практики, лучшие методы управления в системе мирового наследия. Нужно подчеркнуть: это вовсе не означает, что локальное не учитывается и не рассматривается. Локальные и местные аспекты чрезвычайно важны, разнообразие очень важно на Земле. Может быть, оно даже более значимо, чем то, что нас объединяет. Особенно в сфере культуры. Мир не является местом, одинаковым и равным для всех. Существуют разделительные полосы: Юг, Север… Большая часть стран в Южном полушарии образовалась менее 60 лет тому назад, поэтому мы не можем предполагать у них тех же возможностей и потенциала, что и у европейских стран. Внутри этих стран много этнических групп, поэтому для них национальный код – целая проблема. Глобализация очень важна: вчера мы услышали новости из Венеции, два дня назад мы узнали о том, что происходит в Японии, Калифорнии, Австралии. Все это говорит еще и еще раз о том, что культура – это обмен. Обмен в том числе и нашими проблемами, когда таковые возникают. Мы должны признавать разные культуры и то, что они могут вносить вклад в культуру мировую.
Круглый стол «Media + Music» на тему «Создание современного коммуникативного пространства в области культуры – проблемы и решения» состоялся в Зале Екатерининского собрания 14 ноября 2019 года.
Эксперты музыкальной индустрии обсудили создание новых возможностей и форматов коммуникаций общества и представителей музыкального и сценического искусства; взаимодействие федеральных и региональных медиа и музыкальных, театральных, музейных проектов; содействие развитию региональной культурной журналистики, повышению профессионального уровня журналистов, расширению контактов в профессиональной среде; повышение творческого потенциала местных сообществ.
– Меня больше всего заботит, не погибнет ли в современном медийном пространстве та энергетика, которая возникает между творцом и его слушателем, – призналась директор зала Екатерина Артюшкина.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов представил только что опубликованное исследование «Культура и культурные индустрии в РФ 2017–2019 гг.».
– Результаты исследования парадоксальны: строго говоря, во всем мире культурные индустрии как таковые прекращают самостоятельное существование. Ранее независимые и самодостаточные компании лишаются дохода, после чего поглощаются корпорациями и становятся их вспомогательными подразделениями. Голосование аудитории долларом за нужные им книги, кино, музыку потеряло актуальность – теперь все решают корпорации, бизнес которых связан в первую очередь со сферой ИКТ, кабельным ТВ или управлением международными сетями парков развлечений (именно на этом, а вовсе не на кино зарабатывает Disney), – рассказал Евгений Сафронов. – В TOP-50 крупнейших корпораций, работающих в сфере культуры, в 2019 году осталось всего две, зарабатывающих на производстве контента. Именно с этим мы связываем количественный и качественный кризис, о котором здесь говорили.
Далее Евгений Сафронов представил в виде графика динамику разных видов культурных индустрий в России.
– Практически все они показывают рост, – прокомментировал спикер. – в первую очередь там, где активно потребляется контент. Прежде всего, это производство бытовой электроники и доступ в интернет. Заработки непосредственно на музыке, кино и книгах несущественны – корпорации заинтересованы в распространении либо бесплатном, либо почти бесплатном. Посмотрите на ценовую политику стримингов – они продают легальный контент за копейки. В результате абсолютно все легальные контент-платформы в мире убыточны и в нынешней ситуации прибыльными не станут никогда. Исключение – Netflix, иногда показывающий незначительную операционную прибыль, но даже этому придет конец с уходом Disney.
Завершающий день работы Санкт-Петербургского международного культурного форума 16 ноября 2019 года оказался насыщенным: в рамках открытого лектория «Культура 2.0» состоялось несколько встреч, посвященных новым технологиям в культуре. Участники дискуссии «Куда катится этот мир?» представили широкой публике свое видение настоящего и будущего в свете последних технологических идей, обсудили, как искусственный интеллект, нейронные сети, виртуальная реальность и роботизированные механизмы меняют нашу жизнь и заново определяют творческие возможности.
Будущее культуры и искусства обсудили международные эксперты: основательница и управляющий директор Patternmakers Танди Палмер Вилльямс, стратегический дизайнер и старший партнер консалтингового бутика VISSCH+STAM Джаспер Виссер, управляющий партнер компании MTM Ричард Эллис, старший вице-президент Orange Business Services в России Ричард ван Вагенинген и заместитель генерального секретаря Совета Европы Габриелла Баттаини-Драгони. Модератором встречи выступила международный корреспондент Svenska Dagbladet Гунилла фон Халль.
– Не так давно в издании Economist был представлен отчет, как технологии будут способствовать доступности культуры и культурной жизни. 2/3 респондентов в России, 40% респондентов в Китае и 50% в Великобритании сказали, что за последние полгода цифровые технологии позволили им увидеть то, чего они раньше увидеть не могли. Это совершенно удивительные цифры, и они будут очень важны для следующих 10 лет, - считает Ричард Эллис. - Я раньше работал на Google – компанию, которую часто воспринимают как «плохого парня». Не все, что Google делает, принимается хорошо, но у них есть YouTube. Это уникальная платформа! YouTube доступен для всех, это самая крупная образовательная платформа в Африке. Вообще по всему миру. В любой стране, где есть YouTube, у вас есть доступ к образованию. То же касается области культуры и искусства: YouTube – это крупнейшая в Европе платформа для публикации лекций, выступлений в области литературы, театра, танца и не только. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкивается Google, он делает удивительные вещи. Мне кажется, за следующие 10 лет одним из самых важных сдвигов будет именно изменение образа взаимодействия людей с данными.
Обсуждение проекта федерального закона «О культуре» состоялось 16 ноября 2019 года в Российском институте истории искусств. Участники дискуссии пришли к выводу, что необходимость в актуальном законодательстве есть, однако существующий проект нуждается в серьезной доработке.
В рамках Форума прошел также фестиваль Jazz Across Borders (JAB) - единственная в России профессиональная площадка для общения представителей отечественного и мирового джазового сообщества.
Завершился последний день Форума гала-концертом в честь открытия Детского театра танца. На сцене новой концертной и образовательной площадки выступили воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана, Пекинской академии танца и Государственной балетной школы Берлина.
По словам организаторов, следующий, XIX международный культурный форум пройдет в Санкт-Петербурге с 12 по 14 ноября 2020 года. По предварительным данным, страной-гостем станет Южная Корея.
Павел Соломатин, InterMedia
Девочка ищет отца на концерте группы «Звери» в трейлере фильма «Всё, что тебя касается»
Первый трейлер фильма «Всё, что тебя касается» обнародовала 30 января 2025 года кинокомпания «Наше кино». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в музыкальном приключенческом ромкоме режиссера Александра Войтинского исполнили Маша Кошина (Лобанова), Виктор Хориняк, Зоя Бербер и Олег Чугунов, а также группа «Звери».
Главная героиня 17-летняя Маша (Кошина) никогда не видела отца и считала, что он ее бросил. Узнав из дневника матери Ирины (Бербер), что его зовут Павел Соколов и что они познакомились 18 лет назад на концерте группы «Звери», девочка решает найти папу. В VK Маша видит пост Павла (Хориняк) о выступлении группы и отправляется на концерт в московские «Лужники», чтобы узнать правду. На заправке она попадает под машину, за рулем которой оказывается молодой человек (Чугунов), взявший автомобиль «напрокат» у своего отца. Он решает отвезти Машу в Москву, и их ждет масса самых разных приключений на пути к главной цели.
«Всё, что тебя касается» является совместным проектом кинопрокатной компании «Наше кино», онлайн-кинотеатра Okko, НТВ и ГПМ РТВ. Съемки проходили в 2024 году в Москве и Подмосковье, а также прямо на живом стадионном концерте «Зверей» на БСА «Лужники», на котором собралось более 45 тысяч зрителей.
В российский прокат фильм выйдет 10 апреля.
Рецензия на фильм «Братья по нотам»: Музыка нас связала
Оценка: 7 из 10
Французская комедия «Братья по нотам» выходит в российский прокат 30 января 2025 года. Режиссёр: Эммануэль Курколь. В ролях: Бенжамен Лаверн, Пьер Лоттен, Сара Суко и другие.
Известному дирижёру Тибо (Бенжамен Лаверн) срочно требуется пересадка стволовых клеток, которые он надеется получить у своей сестры. Однако анализ крови показывает полную несовместимость: выясняется, что Тибо – приёмный, о чём он даже не догадывался уже почти сорок лет своей жизни. Зато герой узнаёт, что у него есть родной брат, с которым их разделили при рождении. Его зовут Джимми (Пьер Лоттен), и он – простой фабричный рабочий из провинции, в свободное время практикующий игру на тромбоне. Тибо решает навестить брата и попросить у него о помощи.
«Братьев по нотам» снял французский режиссёр Эммануэль Курколь. Его предыдущий фильм, «Триумф», выходил в российский прокат и в целом был тепло встречен публикой. Там рассказывалось про актёра-неудачника, который в качестве творческого вызова берётся за постановку пьесы по Беккету в тюрьме среди заключённых. Всё это основано на реальных событиях, случившихся в шведской тюрьме в 1970-х годах. Однако в своё время «Триумфу» не повезло. Картина была отобрана в программу Каннского кинофестиваля, премьера на котором могла запросто стать трамплином для международной славы режиссёра, но то был 2020-й год. Тогда из-за пандемии было принято решение фестиваль не проводить, и в итоге «Триумф» наградили лишь пометкой «выбор Каннского кинофестиваля», что особо картине в прокате не помогло. Тем не менее в конце 2020-го «Триумф» всё-таки был отмечен по заслугам: Европейская киноакадемия назвала тогда ленту «лучшей комедией года».
К счастью, справедливость восторжествовала, и с «Братьями по нотам» Эммануэль Курколь наконец-таки доехал до Канн, где показал свою картину во внеконкурсной программе. Сценарно «Братья по нотам» похожи на «Триумф», в этом плане Курколь не стал изобретать велосипед и продолжил делать то, что у него получается лучше всего. Это снова воодушевляющая и укрепляющая веру в людей история, стирающая грани между авторским и массовым кино, драмой и комедией. Режиссёр в целом остаётся верен себе и продолжает исследовать краеугольную для своего творчества тему столкновения двух миров.
Придя в кинематограф как актёр, Эммануэль Курколь не особо преуспел на этом поприще. Ему в основном доставались роли второго плана (возможно, поэтому в его режиссёрских работах второплановые персонажи так колоритно прописаны), но зато он хорошо сдружился с режиссёром Филиппом Лиоре и впоследствии стал писать для него сценарии. Одним из самых успешных подобных опытов стал сценарий к фильму «Добро пожаловать» (2009), за что Курколь получил свою первую номинацию на премию «Сезар». История там про иракского беженца, который через всю Европу добирается с родины в Англию, чтобы сыграть за любимый футбольный клуб. Он останавливается буквально в шаге от заветной мечты – на берегу Франции, где местные жители-ксенофобы герою совсем не рады. Тот сценарий Курколя строился как раз на конфликте двух мировоззрений.
В своём режиссёрском дебюте «Прекращение огня» (2016) Курколь углубился в драматический аспект этой темы. По сюжету французский солдат после ранения на войне отравляется в путешествие по Африке и знакомится с африканской культурой и традициями племенных народов. В «Триумфе» мы наблюдаем за столкновением мира высокой литературы, театра, интеллигенции и маргинально мира внутри тюрьмы. В «Братьях по нотам» буржуазия в лице Тибо сталкивается с рабочим классом в лице Джимми. Но, несмотря на то, что они из разных миров, герои находят взаимопонимание благодаря универсальному языку музыки.
Музыка в фильме играет большую роль, являясь, по сути, отдельным персонажем. Режиссёр старался показать музыкальные сцены живо и динамично. И если с непрофессиональным оркестром, с которым играет Джимми, цель было достичь легко, ибо герои вели себя непринуждённо, то съёмка в консерватории – это совсем другое. Чтобы избежать академичности, Эммануэлю Курколю пришлось делать акценты на мимике и жестикуляции, дабы зрителю не показалось, что он смотрит записанный на камеру концерт.
Город, в котором происходят события фильма, выбран неслучайно. Это Лаллен, он расположен на севере Франции и знаменит тем, что в нём какое-то феноменальное сосредоточение любительских оркестров. Серьёзно, это любимое хобби целого города. Например, в сцене с марширующим по улицам оркестром можно увидеть не профессиональных актёров, а жителей города, которые просто играют на любимом музыкальном инструменте. Этот любительский оркестр создатели фильма даже привезли на премьеру в Каннах, где они позировали на красной дорожке вместе с мировыми звёздами кино.
К слову о звёздах. В главных ролях здесь отличный актёрский тандем. Бенжамен Лаверн – довольно популярный комедийный актёр во Франции, у него до этого было три номинации на «Сезар», теперь вот появилась четвёртая. Если не углубляться во французский кинематограф, то Лаверна можно было увидеть, например, во «Французском вестнике» Уэса Андерсона. Его экранным братом стал Пьер Лоттен, один из любимых актёров Франсуа Озона (в его новом фильме «Что случилось осенью», который уже в российском прокате, Лоттен в главной роли тоже). При этом актёр уже 30 лет профессионально играет на фортепьяно, отчего самым сложным в работе над «Братьями по нотам» для него было притворяться, что он плохо играет на музыкальных инструментах. Лаверн, наоборот, много месяцев учился дирижировать, чтобы сыграть свои сцены без дублёра.
Буквально за пару дней до выхода в российский прокат «Братья по нотам» получили семь номинаций на премию «Сезар», включая за лучший сценарий и лучший фильм. Эммануэль Курколь наконец-то получил то признание, которое заслужил сразу после выхода «Триумфа». Но «Братья по нотам» вышли ещё более убедительной режиссёрской работой: это яркий пример мелодичного, эмоционального и по-хорошему зрительского хита в лучших традициях французского кинематографа.
Вадим Богданов, «ИнтерМедиа»
«Звери» напомнили о чеховской «Жозефине Павловне»
Премьера сингла группы «Звери» «Жозефина Павловна» состоялась 29 января 2025 года. Цифровой релиз коллектив осуществил совместно с лейблом S&P Digital. Песня приурочена к 165-летию Антона Чехова, которое отмечалось в день премьеры. В своих письмах «Жозефиной Павловной» писатель называл пятую точку.
- Реки впадают в море, счастье приходит за горем, страшен не тёмный город, а люди, в которых тьма. Если мне не до смеха, я открываю Чехова, и мимо катит орехом она, - поет Рома Зверь.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера альбома группы «Звери» «Фолк» состоялась 13 сентября 2024 года.